Магадан—Оймякон—Якутск, или 2700 км на жутком морозе. Как выдержал это испытание российский внедорожник?
Дастер и Гранта на прошедшей неделе совершили непростое путешествие из Магадана в Якутск с заездом на Полюс Холода в Оймякон. Температура за бортом постоянно держалась ниже отметки в −40° С, временами опускаясь до −55° С.
Меньше чем за неделю экипажи Рено Дастер и Лада Гранта преодолели почти 3 тыс. км
Как прошел этот непростой путь Renault Duster российской сборки? Читайте об этом в обстоятельном отчете Виталия Дюйм1 Вдовичева.
Предыдущая серия: Готовим Дастер к морозам за −50 С. Подогреватель за 60 000 руб. ломал печку, и прочие «открытия»
Перед стартом
Окончание знакомства с Дастером принесло несколько разочарований.
Длинные и тонкие штоки задних стоек оказались погнуты на 8 и 9 мм каждый. Это и повлияло на «провал» колёс вовнутрь. Древняя процедура рихтовки — и стойки на месте с родными пружинами.
Крепление защиты моторного отсека отняло час с лишним. Пришлось восстанавливать резьбы и менять болты.
Я так и не нашёл кран для слива охлаждающей жидкости.
Перед поездкой в колёса установлены камеры. Не хочу, чтоб вы снова начали спор о надобности их и о превосходствах безкамерки. Я для себя давно решил — на гравийную трассу, а зимой особенно, только камеры!
В прошлый раз рассказывал про «сонный» тест Дастера, когда после ночи на морозе конденсат в глушителе и трубе замёрз и перекрыл выхлоп. Выпарил немало воды:
Проверка машин на участке Магадан — Ягодное
Старт после бессонной ночи, решение незаконченных рабочих вопросов, и в путь!
Загрузка багажника по объёму на 70%, по массе не знаю. По приезду взвесим.
Первая проблема — потеет лобовое. На улице снегопад. «Модный армированный скотч» просто отклеился. Подлатали. Протянуло морозным воздухом после 100-го километра, и порядок.
Плавный ход радует. Средняя скорость около 80-90 км/ч. Вглубь области и морозец покрепче. Отопитель на двоечке вполне справляется.
На подъёме на Гербинский перевал теряем мощность. Тянем до верха. Загорается Check Engine. Слегка потроил двигатель. Остыли с открытым капотом, немного долили антифриз. Двигатель не глушили, печка на максимум. Всё вернулось в норму, но есть подозрение на выброс газов. После кривой установки EBERSPACHERа (подогревателя) охлаждайка уходила, и вполне мог случиться перегрев. Но вот датчик показывал рабочую температуру! Никаких поползновений вверх не было. Предупреждаю владельцев Рено: о перегреве вы можете узнать, только когда потребуется ремонт. По приезду мы обязательно вернёмся к этому вопросу и протестим отдельно.
525 км до Ягодного остались позади. Заправились и оу! Расход вышел 9 л на 100 км. Хотя бортовой компьютер упорно настаивал на 11, иногда меняя показания!
Утром тест на морозный запуск. Градусник в салоне показывал –33. На улице явно холоднее. Первый толчок стартом при выключенном сцеплении — отлично! Второй поворот ключа — заработало! Через 30 секунд глушу. Холодное масло раскидано по блоку. Во избежание масляного голодания надо дать ему возможность стечь по слегка разогретым стенкам. Перекур на 2 минутки, и снова запуск. Вот теперь порядок. Печку на единичку, и на завтрак. Скоро выезд.
Без остановки: Ягодное — Сусуман — Усть-Нера
Этот участок «Колымы» от Ягодного даже спросонья весь могу рассказать. 8 лет жизни отдано прииску «Бурхала».
Солнечная морозная погодка подкинула кадры — радуга возле Бурхалинского перевала. Короткая остановка для фотографов, и дальше.
Сусуман встретил туманцем. Обед в «Чердачке» подарил позитив. Заправились с запасом и покатились. По пути рассказывал «соучастникам» байки трассовиков, заодно подрабатывая экскурсоводом. Незаметно проскочили Аркагалинский перевал. После Бурхалинского он не кажется сложным. Но это на наших современных легковушках. В юные годы, занимаясь перевозками угля, крепко сжимал баранку Урала, терпя рёв дизеля на пониженной передаче.
Так и пересекли границу Магадании и Якутии в районе Делянкира, попутно перескочив ещё и Колымо-Индигирский перевал. Вот и Артык позади. Крадёмся по прижимам вдоль реки. Впереди Усть-Нера. Большой посёлок Оймяконья.
В поисках бензина, или Вторые сутки без сна
Заправка в Усть-Нере оказалась на перерыве. Очередь УАЗиков предвещала долгое ожидание. Прикинув расход Гранты, поехали дальше. С собой запас 45 литров, и по расчёту до следующей заправки в бывшем посёлке Кубюме нам хватает, и ещё останется. Всего-то 260 км.
Ну кто мог знать, что там незадолго перед нашим приездом сломается дизельная электростанция (ДЭС)? Запасная тоже «навернулась». Около часа терроризировали заправщика. Он отбивался от нас: «Ёмкость опечатана, других способов заправиться нет».
Ближайшая заправка в посёлке Куйдусун (160 км), но не было информации о наличии топлива.
В сторону Якутска АЗС лишь в Тёплом Ключе (250 км). Влили в Дастер 40 литров, 5 литров добавили в Гранту, чтоб пожила на морозе. Идти в сторону Оймякона с такими запасами нельзя.
Часы показывали уже 4:00 утра. Мы со штурманом рванули к Прижимам. Эти места так и называют. Четыре перевала на 70 км — это много. И какие!!! Первый Чёрный прижим. Его дурная слава расползлась за пределы России. Сейчас там идут активные работы по реконструкции дороги силами «СтройГазКонсалтинг», или, как говорят местные остряки, «Газмяс». Мне приходилось в прошлые годы здесь ходить. Иногда приходилось выходить из машины и убирать с дороги куски скалы, нависавшей над дорогой.
Оказалось, что проезд перекрыт ввиду буровзрывных работ. Пришлось дремать в машине около часа. В 7:00 прошли макушку Чёрного. На спуске расположен центральный стан СГК. Спасибище этим добрым людям!!! Вникнув в ситуацию, начальник участка Андрей Григорьевич Макаров дал команду Артуру, начальнику АЗС стройки, выдать нам 70 литров бензина в долг. Именно столько необходимо было для спасения Гранты от морозного сна и скачка в Оймякон.
Уже в 10:30 мы мчались вверх к Прижиму, чтоб успеть заправить машину товарищей. Пошли вторые сутки за рулём. Держимся. Знаю, что нельзя, но, тем не менее, глотаю энергетики. Помогает.
В 13:40 влетаем на территорию Кубюминской заправки и — «о, чудо! Гранта работает»! Быстренько подъезжаем задом, чтоб влить бензина в Ладу, но появившийся из вагончика румяный и сытый Хохол радостно сообщил: «А мы уже взяли 100 литров!» Моему возмущению помешало только желание уйти в сон. Оказывается, когда Гранта уже сдыхала, заправщик вспомнил, что можно заправиться вручную. Но надо на морозе повозиться с колонкой. Ну не гад, а? Мы потеряли кучу времени, рисковали, засыпая! 300 км бесполезного пути. Но ребята его окутали заботой и не позволили мне «сделать замечание». Он ведь ещё и свой домик предоставил для отогрева и сна. Экипаж Гранты уже «отобедал». Мы наскоро перекусили и упали спать.
На Оймякон
Затемно подскочили, чай, и в дорогу. Знакомые пейзажи, яркое холодное солнце, якутские лошади, пасущиеся самостоятельно. Одна из них пропустила Дастера на дороге, но заинтересовалась Грантой. Из рации вопль Хохла: «У нас ДТП, сами не вылезем»! Разворачиваемся, и на помощь. Машина стоит «по пояс» в сугробе в 4-х метрах от дороги.
Оказывается, коняшка решила развернуться прямо перед Ладой. Ну не калечить же животинку? Хохол и спрыгнул в сугроб. А виновница преспокойно удалилась к стаду, не став дожидаться ГИБДД :)
Из потерь — подмятое крыло и расколотый бампер. За 15 минут справляемся с эвакуацией, и дальше. Вот и Томтор после Ючугея.
Сёла Оймяконья уже давно спорят, у кого зарегистрирована самая низкая температура. Но мы-то с вами понимаем, что всем им там не сладко зимовать в такой глуши при таких минусах!
Дозаправились в Куйдусуне, и в Оймякон. 38 км одноколейки, и мечта стала реальностью!
Краткое знакомство с местными ребятами, и назад. В двух км от села и устроили душ по-оймяконски. Дёрнув за веточку, получаешь порцию снега с дерева. Посвежели. Мой штурман Саша быстро оделся, и в машину. На таких оборотах печка в салоне у нас ещё не работала. Долго ещё он оттаивал.
Оймякон — Якутск
В Томторе удалось купить пирожков, и даже пиццу. Наскоро перекусили, и дальше. Снова Куба. Так сокращённо зовут Кубюме на трассе. Долгожданный борщ от тёти Нади в придорожном кафе под беседу с водителями, и снова крутить ручку на заправке. Никто не спешил ремонтировать ДЭСки. А ведь не только у нас могли быть проблемы с топливом! К тому же шоферская молва донесла, что в Усть-Нере дают только по 30 литров бензина. Вот таковы реалии нашего севера.
«Накрутили» с запасом, нам ещё долг по пути отдавать. На стан СГК пришли ночью. Охрана отказалась будить начальство. Пришлось и нам дремать до утра в машинах. Отблагодарив за помощь, поехали на второй, Жёлтый прижим. Его уже тоже сровняли и расширили. Было бы невежливо по отношению к перевалу «Заячья петля» не упомянуть о нём. В этот раз Дастер трижды пробежал по нему, ведь он первый перед Чёрным. Небольшой, но узкий и коварный. Есть ещё «Ласточкино гнездо», но он практически незаметен на фоне братьев великанов.
И вот мы катимся по долинной Якутии к Хандыге, где нас уже третий день ждут форумчане Дрома и просто знакомые. Ремонтируем колесо Гранты, крепим её же тормозной суппорт, общаемся. Освобождаем канистру Дастера в бак. Дальше заправки будут чаще, и большой запас уже не нужен. Лучше побережём машинку — нам ещё долго скакать по убитым дорогам.
Странное поведение топливного датчика Рено. Заливая тёплый бензин из багажника, уже не в первый раз обнаруживаем, что показания не меняются. Много рассуждали на эту тему. Но как только вливаем холодный с колонки АЗС, реагирует мгновенно. Вот такой адаптированный под Россию автомобиль!
После заправки теплым бензином уровень топлива не поднимается
Алдан позволил нам прокатиться по его ледяной спине. Летом я здесь пользовался паромной переправой. Близок закат. Двигаемся к Якутску. По пути сельская застывшая Якутия. Хутора по сторонам. Дорога терпимая. Ближе к Магану скорость роняем до 50-60 км/ч. Лишь местные «Буханки» скачут на рессорах под сотню. Мы же крадёмся по ухабам к Бестяху.
Вот и вторая за этот день ледовая переправа. Река Лена в тумане. Якутск на другом берегу не видно. Понимаем, что мороз около –50С. Так позже и оказалось.
На другом берегу нас встретил дядя Валера — участник внедорожного клуба Мамонт. Он приезжал к нам в Магадан. Мы давно знакомы. Ещё по телефону я попросил его забронировать места в гостинице. Тёплая встреча, маленькое путешествие по ночному Якутску, и мы наконец-то можем вылить на себя много горячей воды и провалиться в сны, вытянувшись на кроватях в тишине. Машинки устроились на охраняемом дворе. Дастер будет отдыхать с работающим двигателем.
Первый этап пути закрыт. Нами пройдено 2 700 км при температуре около -40 С и ниже. Можно немного и отдохнуть.
Виталий Дюйм1 Вдовичев
P.S. Совсем скоро читайте еще один отчет о посещении Полюса Холода с точки зрения экипажа российского седана Лада Гранта! Подробности о ДТП, вся правда о том, как достать бензин из хранилища АЗС «своими руками», новые фотографии с Полюса Холода и многое другое!
P.P.S. Путешествие еще не закончилось! Впереди трассы Лена и Амур, ведь конечная цель поездки — Владивосток!
Другие записи блога
Комментарии
-А хорошо жить- ещё лучше!..
O kurwa!!!!!!!!!!!!!
O kurwa!!!!!!!!!!!!!
Эй! Дром вы ещё журналюг ищете???
Молодцы! Хорошей дороги!
У нас +2 сегодня, -50 даже не представить!
Удачи вам!!! Ни гвоздя, ни жезла, ни лошадки!!!
Только я б не особо надеялся, что вам большой запас топлива не пригодится из-за наличия заправок. Как показал ваш опыт - лучше перебздеть!
Honda CR-V (лифт до 230мм)
я тоже предпочитаю оставить авто работающим в -40 и ниже, чем с утра узнать что подогреватель "замерз". "Северянин" - по жизни уже наверное... Как и ребята!
Удачи вам!!! Ни гвоздя, ни жезла, ни лошадки!!!
Они там сами по лесу гуляют в такой мороз?
я тоже предпочитаю оставить авто работающим в -40 и ниже, чем с утра узнать что подогреватель "замерз". "Северянин" - по жизни уже наверное... Как и ребята!
сам бы позалепливал выхлопухи чемнить.
нормальная машина в -40 заводится утром исправно без всяких автозапусков.
http://www.opel70.ru
А ля гер,
Ком а ля гер.
А ля гер,
Ком а ля гер.
Заправляйтесь при заглушенном двигателе и никаких глюков с датчиком топлива в Рено не будет. Это просто такая особенность.
А что за маган ? Маган то на этой стороне реки (на стороне якутска, пригород) а там техтюр наверно или нижний бестях
сам бы позалепливал выхлопухи чемнить.
нормальная машина в -40 заводится утром исправно без всяких автозапусков.
Сайт авторадиоканала радио42.рф
у нас неделя в декабре была когда по -42 давило, а по области до -50. штормовое предупреждение объявляли. в городе машин наверное на 2/3 убавилось. яндекс пробки в часы пик показывали 5-6 баллов вместо привычных 9-10))
как же холодно то было блин... а у вас это самая обычная погода =))
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
А ля гер,
Ком а ля гер.
-А хорошо жить- ещё лучше!..
-А хорошо жить- ещё лучше!..
Они там сами по лесу гуляют в такой мороз?
-А хорошо жить- ещё лучше!..
Пишешь интересно, ждем с нетерпением)
Сайт авторадиоканала радио42.рф
по возможности, побольше фотографий делайте! Люди с материка там не часто бывают, а обстановка меняется -наверно..... да и природа там очень красивая! Удачи!
А вообще,если бы резина не была таким откровенным амном,думаю смог бы обрулить по краю обочины..
-А хорошо жить- ещё лучше!..
А ля гер,
Ком а ля гер.
когда стартуете с Якутска?
-А хорошо жить- ещё лучше!..
когда стартуете с Якутска?
-А хорошо жить- ещё лучше!..
Отпусти мечты
Спать мне неохота
Чудишься всё ты
Отпусти мечты
Спать мне неохота
Чудишься всё ты
Думаю в следующее приключение и тест-драйв можно и на Анадырь рвануть :)
А там и Аляска недалече ;)
Грузовод: rfr2000
Микроб: nfr2000
http://forums.drom.ru/albums/21695/
Nissan X-Trail II 2011
Nissan Pathfinder 2013 LE
и где фото заправщика, страна должна знать своих "героев"
пы.сы. чота карта пробега не открывается, у кого так же, или у всех норм работает
Думаю в следующее приключение и тест-драйв можно и на Анадырь рвануть :)
А там и Аляска недалече ;)
Ткните пальцем в кару, что бы я увидел автобан до Анадыря, а там и на Аляску....
Ах... Да... "Он стоял и смотрел на огни последнего вагона поезда, отправляющегося по маршруту Москва-Магадан..." В.В.Жириновский.
Там тоже люди живут , и на хороших машинах хотят ездить, с комфортом. Вот для этого и проводится этот пробег, чтобы узнать , можно ли покупать эти машины там, выживут ли они там .
И..это ...давайте уже бухать....
Suzuki Escudo TD54W, J20A, 2005 г. lift 2,5", Dunlop SJ6 245/70/16,Hidronic, DEPO ксенон
-А хорошо жить- ещё лучше!..
-А хорошо жить- ещё лучше!..
Здесь редко кто глушит машины в такие морозяки.
-А хорошо жить- ещё лучше!..
Удачи,вам,МУЖИКИ!!!
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))
А заправщик видимо попросил понять его, и простить...))) (раз фотки его не выложили)
Удачи в дороге!
Ждём продолжения...
Honda CR-V (лифт до 230мм)
Задубевшее масло только-только добралось до смазываемых поверхностей - глушим! Пусть уйдет обратно, два пуска с недостаточной смазкой это куда лучше? чем один. Аплодисменты переходящие в овацию.
Киа Рио 2010 1.4 АКПП белая
Задубевшее масло только-только добралось до смазываемых поверхностей - глушим! Пусть уйдет обратно, два пуска с недостаточной смазкой это куда лучше? чем один. Аплодисменты переходящие в овацию.
Задубевшее масло только-только добралось до смазываемых поверхностей - глушим! Пусть уйдет обратно, два пуска с недостаточной смазкой это куда лучше? чем один. Аплодисменты переходящие в овацию.
Тут люди чего-то прикидывают, хватит ли при таком методе, запуске на 30 секунд, нагреть хоть чего-то, масло или стенки цилиндров. Вот вам цифры наглядные, прикидывайте не пальцах хоть, а с какими-то цифрами.
Здесь редко кто глушит машины в такие морозяки.
Отпусти мечты
Спать мне неохота
Чудишься всё ты
у нас неделю + 15 и то вроде холодно
Себе бы не взял,за такую цену.
Отпусти мечты
Спать мне неохота
Чудишься всё ты
у нас неделю + 15 и то вроде холодно
Отпусти мечты
Спать мне неохота
Чудишься всё ты
Тут люди чего-то прикидывают, хватит ли при таком методе, запуске на 30 секунд, нагреть хоть чего-то, масло или стенки цилиндров. Вот вам цифры наглядные, прикидывайте не пальцах хоть, а с какими-то цифрами.
Резюме: сомнительный способ запуска. Я тоже придерживаюсь мнения, что раз уж схватило - то грей до победного.
Made in Sweden
сам бы позалепливал выхлопухи чемнить.
нормальная машина в -40 заводится утром исправно без всяких автозапусков.
В краю высоких гор и низких цен на люля...