Проверяем Duster на экстремальный пуск при −44°С и отправляемся к Ленским столбам
Duster, который провел зиму в Якутии, продолжает нас удивлять и радовать. Впрочем, огорчения тоже случаются...
ДТП
До чего же удобная вещь — парктроник. Сдавать назад — одно удовольствие. Через сферические зеркала трудно определить расстояние до препятствия, а тут можно остановиться буквально в считанных сантиметрах. Опция настолько понравилась, что я решил поставить такие сонары и на свой личный грузовик. Действительно, человек к хорошему привыкает быстро. Но иногда такая привычка может дорого обойтись...
В тот вечер стояла хорошая (по якутским меркам) погода: туман рассеялся, звезды мерцают, птички поют... Как говорится, ничто не предвещало беды. Прогулявшись на свежем воздухе, сел в салон Duster. Пока сиденье отогревало тело, сделал пару телефонных звонков. На парковке в Старом городе было почти пусто. Duster и еще один паркетник передо мной. Только начал сдавать назад, чтобы его объехать, как сразу во что-то уперся и услышал самый неприятный для слуха автомобилиста звук — хруст: наехал на припарковавшуюся только что сзади машину...
Вроде удар несильный, но бампер Renault треснул. На Toyota Crown в 141 кузове (бизнес-седан 90-х годов для внутреннего рынка Японии) погнулся регистрационный номер и сломалось крепление фальшрадиаторной решетки, но сам бампер не пострадал. Последовали все стадии эффекта Кюблер-Росса. Сначала отрицание: «Нееет! Не может быть! Как такое могло случиться? Парктроник же молчал! Это, наверное, какой-то плохой сон!». Потом пришел гнев: «Откуда только взялась эта чертова машина?! Ведь когда я садился в салон, сзади никого не было. Позор! Что скажут на это в редакции? А читатели? Они же меня просто съедят!». И, наконец, настала стадия смирения: «Ну ладно, что теперь поделаешь? Все мы когда-нибудь ошибаемся, в жизни всякое бывает. Главное — люди не пострадали».
Почему не сработал парктроник — вопрос отдельный. В тот день был заезд на автомойку — намечалась фотосессия. После водных процедур автомобиль тщательно протерли тряпкой. Так что версия о слое льда или налете инея на датчиках исключается. Вышли ли они из строя под давлением струи воды, или причина заключалась в чем-то другом — разберутся в сервисе. Парктроник пытался предупредить меня о неисправности красным сигналом на кнопке выключателя. Но я среди индикаторов питания видеорегистратора, зарядки телефона и навигатора, которые, кстати, тоже светятся красным, этого не заметил. Нет, я ни в коем случае не пытаюсь оправдаться. Свою вину полностью признаю. Снаружи торчат четыре зеркала заднего вида, а я ни в одно из них не удосужился посмотреть. Настолько привык к парктронику, что двигался задним ходом, наивно положившись только на органы слуха. Аварийные комиссары в протоколе так и записали: «... совершил наезд на препятствие, не убедившись в безопасности маневра».
О дальнейшем развитии событий (выплате каско, ремонте бампера и сонаров) читайте в следующем посте.
Испытания
С испытаниями на холодный пуск все время не везло. После первого успешного запуска двигателя при -36С°, второй тест должны были провести уже при −40°. В первые месяцы зимы столбик термометра стабильно держался на отметке −35°. А потом внезапно ударившие 45-градусные морозы спутали нам все карты. При такой температуре и без теста ясно, что Duster утром не заведется. Да и времени как-то не находилось — то командировка, то автопробег, то еще что-то.
И вот, судя по прогнозу, 23-го января на город надвигался теплый антициклон. Обещали ночью −40°, а утром следующего дня всего −37°С. То, что нужно. Взяли на работе отгул и стали ждать у моря погоды, точнее, на севере — мороз. В то, что потеплеет и тесты состоятся, сначала верилось с трудом. Днем температура была, как всегда, −46°С. Стоял густой туман. Племянник не пошел в школу — объявили актированный (когда из-за морозов отменяют занятия) день. Но вечером и вправду чуть потеплело, пошел мелкий снег, и бедный Duster был оставлен ночевать на улице.
Вместе с тестами на запуск двигателя решили попутно поставить еще несколько экспериментов.
Первый — тест на выстуживание салона. Сначала, покатавшись часик по ночному городу, довели температуру в салоне с гаражных +7°С до рабочих +22°С (в районе головы водителя). Затем перевели ползунок забора воздуха в режим рециркуляции, чтобы предотвратить утечку тепла. Теперь выключаем двигатель и начинаем фиксировать показания термометров каждые пять минут. Цель — выяснить, через какое время остынет салон автомобиля (например, сломавшегося в безлюдной тундре) при −42°С. К сожалению, мой племянник (по совместительству — ассистент) наступил на один градусник, и он разбился. Поэтому в таблице не хватает показаний температуры у ног пассажиров второго ряда. Утепленная машина, с двойными стеклами и перегородкой между салоном и багажником, остыла всего за час. Возможно, с тремя — четырьмя пассажирами салон остывал бы медленнее, но вряд ли намного дольше.
Второй эксперимент должен был показать эффективность портативного газового обогревателя. Но обычный баллончик со сжиженным газом предательски замерз до того, как успел прогреться салон. И эксперимент пришлось остановить. Бывают, конечно, еще и зимние баллоны, но в городе мы такие не нашли. На будущее закажем морозостойкие баллончики через Интернет, а до тех пор старой доброй паяльной лампе в багажнике придется еще полежать. Видимо, для наших условий лучшего девайса пока еще не придумали.
Эксперимент номер три показывает эффективность системы отопления. «Крутилки» управления климатической системы находятся в положении «салон и ноги», на второй скорости в режиме максимальной температуры.
Температурные испытания Renault Duster:
Местное время | t°C на переднем ряду | t°C во втором ряду | t°C у ног водителя | |
День первый. Наружная температура −42°С. Вентилятор отопителя работает на второй скорости, заслонки выставлены в положение «в ноги» |
||||
00:25 | +22 | +21 | +20 | |
00:30 | +15 | +15 | +14 | |
00:35 | +11 | +11 | +11 | |
00:40 | +8 | +8 | +8 | |
00:45 | +5 | +5 | +5 | |
00:50 | +1 | +1 | +1 | |
00:55 | 0 | 0 | 0 | |
Включили газовую плитку. Пока с ней возились, пропустили отметку 01:05. Открыв двери, впустили в салон много холода | 01:00 | -1 | -1 | -2 |
01:10 | -12 | -12 | -15 | |
01:15 | -6 | -5 | -18 | |
01:20 | -5 | -4 | -17 | |
01:25 | -4 | -3 | -16 | |
Замерз баллон газовой плитки | 01:30 | -4 | -4 | -17 |
Испытания прекращены | 01:35 | -10 | -10 | -21 |
День второй. Отопитель салона работает в режиме рециркуляции на второй скорости |
||||
12:25 | -35 | -35 | -35 | |
12:30 | -28 | -30 | -31 | |
12:35 | -15 | -20 | -29 | |
12:40 | -4 | -11 | -28 | |
Появились первые два деления на указателе температуры ОЖ | 12:45 | +5 | -1 | -25 |
12:50 | +11 | +5 | -23 | |
12:55 | +16 | +10 | -21 | |
13:00 | +20 | +14 | -19 | |
Зажглись все четыре деления на указателе температуры ОЖ | 13:05 | +22 | +18 | -17 |
13:10 | +25 | +20 | -15 | |
13:15 | +27 | +21 | -13 | |
13:20 | +28 | +22 | -10 | |
13:25 | +29 | +23 | -8 | |
13:30 | +30 | +24 | -5 | |
Заработал вентилятор охлаждения радиатора. Испытания закончены | 13:35 | +31 | +24 | -5 |
Тест на пуск двигателя
Перед тестом на пуск двигателя на всякий случай поставили машину капотом вперед. И попросили хорошего знакомого, который занимается разогревом машин, утром быть в режиме боевой готовности. На следующий день в 12:00 температура воздуха составила −36°С, но ночью, напомню, было −42°С. К общему удивлению двигатель завелся с первой же попытки. Скептики проверили предпусковой подогреватель. Он был отключен. Не последнюю роль в успешном запуске сыграло масло в двигателе.
Рекомендованному производителем ELF мы предпочли синтетическое ZIC 5W30 известное тем, что не раз становилось победителем в независимых зимних тестах ведущих отечественных и зарубежных автомобильных изданий.
Через несколько дней провели испытания при −45°С. На этот раз разогревщиков решили не тревожить. Если Duster утром не заведется, просто затолкаем машину в теплый гараж.
В девять утра столбик термометра показывал −44°С. При снятии автомобиля с охраны зажглись ходовые огни. Обычно такого не было. Насколько я понял, светодиодные огни включаются от повышенного напряжения в цепи. Это значит, что на холоде вольты повышаются?
При первой попытке завести двигатель сработала сигнализация. Резиновые оболочки на датчиках открывания дверей замерзли намертво. И противоугонка, решив, что двери не открыты, встала в режим охраны. Чтобы дать ей понять, что двери открыты, пришлось выковыривать один из датчиков.
Дубль два. Перекрестившись, осторожно включаю зажигание. Первая попытка успехом не увенчалась. Мы на это и не надеялись. Но то, с какой легкостью стартер прокрутил коленвал, приятно удивило. Со второй попытки сначала послышались хлопки, а затем, чуть чихнув и покашляв, двигатель ожил. Пусть и со страшными гулами, но ведь завелся же! Браво, Тугут, Браво! Если бы не записывающая звуки камера, заорал бы во все горло от радости!
При отпускании педали сцепления неугомонный Олененок норовит тронуться даже на нейтрали! Настолько загустело масло в коробке переключения передач!
Через некоторое время провели визуальный осмотр подкапотного пространства. Аккумуляторная батарея начала потеть через крышки. На мой параноидальный взгляд, она даже чуть раздулась по бокам. В самом двигателе каких-либо подтеков масла не наблюдается, а с редуктора и с правого ШРУСа начала сочиться смазка. И это всего лишь после четырех ночевок под открытым небом. А вы говорите, Webasto на севере способно творить чудеса.
Вязкость синтетического масла, залитого в двигатель Дастера при −35°С и −44°С, примерно одинакова...
Силиконовый пыльник при −44°С задубел. При сжатии в местах изгиба трещин не видно, но остаются характерные белые следы
Путешествие выходного дня
Однажды в выходные мы вырвались из городской суеты и окунулись в сказочное царство Ленских Столбов.
Ленские столбы — уникальное геологическое образование. Находится в Хангаласском улусе Якутии в 180 км от самого Якутска. Это тянущийся на многие километры комплекс вертикально вытянутых скал, причудливо громоздящихся вдоль берега Лены и глубокой долиной прорезающих Приленское плато. Ленские столбы входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В комментариях до сих пор не утихают споры про климат Якутии. Да, в целом по Республике воздух сухой. Например, мы в −45°С ни разу не замерзли. Но в некоторых населенных пунктах (в т.ч. и в Якутске) влажность доходит до 90%. Пяти минут на остановке в ожидании автобуса бывает достаточно, чтоб промерзнуть до костей.
В пещере намного теплее, чем снаружи
Один из немногих сохранившихся до наших дней древних наскальных рисунков
На этом месте, не выдержав мороза, мой фотоаппарат вышел из строя. Поэтому все следующие фото любезно предоставлены Болотом Бочкаревым (AskYakutia.com).
Оставив машины возле домика для гостей, пересаживаемся на снегоходы
Ленские столбы. Высота некоторых больше 100 м
На вершину горы ведут две тропинки. Одна прямая, но крутая и опасная. Вторая более пологая и идет в обход
Мы выбрали вторую. Но там склон оказался не менее крутым
Карабкаться очень тяжело. Это были самые трудные два километра в моей жизни. Мы преодолели подъем за 1 час 20 мин. Но это того стоило
Автор благодарит Болота Бочкарева (AskYakutia.com) за помощь в подготовке материала.
Владимир Попов
Другие записи блога
Лучшие комментарии
Комментарии
ble 3.0R 5 at
Видимо французы четко заняли нишу среднебюджетных автомобилей с очень неплохой надежностью...
Рад за Дастер, да и за рено в целом.
проверял кастрол 5-40, смазывал подвижные части зимой в гараже. В новосибирске когда давило -36 - -40 ночью вязкость была не ахти. А с канистры лилось тоже неплохо.
ну и олени
Бросил мусор на дорогу? Хрюкни!
Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!
Сколько километров намотали уже?
Skoda Rapid FL 1,6 110Hp (cwvb + чип) 2018г.
а в целом авто стоит своих денег, тока надо привычку к коробке. я только из за коробки степвей продал через месяц владения.
а в целом авто стоит своих денег, тока надо привычку к коробке. я только из за коробки степвей продал через месяц владения.
а в целом авто стоит своих денег, тока надо привычку к коробке. я только из за коробки степвей продал через месяц владения.
он зимой катался на 10в30. после -40 доотогревался, дозаводился он до звона в движке. И слил потом своего мурано. Так что абсолютно не пофиг, какой консистенции маргарин в машине.
.
Что это , преклонение перед всем Западным ?
Так-то мануал и эксплуатацию при -44 не предусматривает.
Skoda Rapid FL 1,6 110Hp (cwvb + чип) 2018г.
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
красивые места.
LADA Largus
Проданы:
Toyota Avensis T22 2.0 3s-fe
Honda CR-V III 2.4 k24z6 (USA)
LADA Largus
Проданы:
Toyota Avensis T22 2.0 3s-fe
Honda CR-V III 2.4 k24z6 (USA)
Нет?
передачи слишком короткие, на одном квартале доходишь до 4-й, а то и до 6-й. но на дастере я приноровился переключаться через передачу, на степвее такое не проходило.
по части масла зик-согласен,по балансу цена - качесво переплевывает всех-это раз, а два-реально по тестам оказывается лучше именитых брэндов!!! не реклама-опыт в пользовании данным маслом+ мониторинг различных тестов +друг в лаборатории работает,сдавали с друзьями образцы для анализа
Мне например 22 года, а внешность очень нравится.
дастер живуч
Бывалые сибирские парни сверлят дырочку в нижней части глушителя.
и ставят машину носом в гору. что бы конденсат сбегал.
Обычное дело.. От марки машины не зависит
Нет?
Дастер как Адом)))
- Gloria VQ30/HY33/96
+ Presage QR25/TU30/02
Держится молодцом!
АКБ видать хорошая, раз смогла в такой мороз, без снятия в теплое место, движку раскрутить!
Я ползал 3 раза,больше не хочу.
он зимой катался на 10в30. после -40 доотогревался, дозаводился он до звона в движке. И слил потом своего мурано. Так что абсолютно не пофиг, какой консистенции маргарин в машине.
И я немного про другое говорил, что текучесть масла из канистры не показатель. На металле слой масла можно было отверткой скоблить, в то время оно же масло спокойно вытекало из пластиковой канистры.
а в целом авто стоит своих денег, тока надо привычку к коробке. я только из за коробки степвей продал через месяц владения.
Что это , преклонение перед всем Западным ?
Mitsubishi Dion 2000, 2.0
точно так же как чем ближе к экватору, то тем меньше плотность делают
но там масло лишь немного гуще.
2. мы выбрали 5W30 потому что она более востребована (распространена) чем "нулевка".
3. машину заглушили после 22:00, завели в 10:10
______________________________ ___________________
комментарии специалистов
______________________________ ___________________
Геннадий Коваль, менеджер магазина "Мир Аккумуляторов"
______________________________ ___________________
ваш аккумулятор в отличном состоянии: напряжение без нагрузки 13.2В,
под нагрузочной вилкой 11.4В.
Такая большая батарея (12V 70Ah 720A) завела бы даже дизельный двигатель.
Японцы, например, на двухлитровые двигатели ставят АКБ с емкостью всего 45Ah (55B24)
______________________________ ___________________
Олег Ершов, руководитель магазина автомасел на Красильникова
______________________________ ___________________
Температура начала потери текучести ZiC XQ 5w30 - 42,5С
заметьте, только начала. Большинство производителей пишут только начальную температуру.
Допустим, ОЖ "АЛЯSКА" даже в -50С только немножко густеет, хотя на этикетке написано всего -40С.
/6 лет владения дизельным патриком.
В -44 не пробовал, но в -30 заводится...
Мусоров отряды голубые,поцелуйте в Ж.опу нас родные.
Ждем новостей!